Если вы любите музыку поколения Z или же совсем её не понимаете, прочитайте наше интервью с фронтменом проекта «Нирваня» — Ваней Нирваня.
«Нирваня» выпустил провокационный ироничный клип «Колхозница». Он высмеивает стремление сверстниц к «роскошной жизни», которая в их понимании зачастую ограничивается наличием шубы, сумки из бутика и возможностью отдохнуть на море. Звучание этой песни напоминает так называемый тик-ток панк (он же мамбл-рок — «Пошлая Молли», «Кис-Кис» и т.д.), но в отличие от большинства своих коллег Ваня не поёт под модный эффект автотюн и даже внятно произносит слова.
Проект сразу, как и полагается, обзавёлся поклонниками, хейтерами и большими планами на будущее, но сам Ваня не исключает возвращение к своему более серьёзному музыкальному прошлому, вдохновлённому любовью к традициям британской сцены середины 90-х и «нулевых».
Расскажи немного о себе: откуда ты родом и как попал в музыку?
Я из Киева. Начал играть на гитаре, чтоб понравиться девчонке из параллельного класса. Купил гитару, выучил 3 аккорда… Как там та девчонка, не знаю, гитара уже третья.
В твоём псевдониме читается отсылка к группе Nirvana и твоему имени Ваня — так ли это или у него какая-то другая история?
Псевдоним придумала моя девушка. Я подумал, что он хорошо подойдёт, чтоб позлить снобов, и это пока у нас успешно получается, судя по комментам. Да и звучит ярко.
Кстати, девчонкой, вдохновившей тебя взять гитару была та самая, которой ты посвятил песню и клип «Колхозница»?
Ахахах. Нет, это просто мои наблюдения с пары тусовок в модных кругах, на которые я больше не хожу…
Вообще «Колхозница» — это стёб над типом девушек, которым посвящён клип, над современной музыкальной сценой или над всем этим сразу?
Это стёб над современным обществом, где все слишком сильно стремятся показать, что они богатые и классные, но их фантазии хватает только на сумку от условного Луи Витона.
Кстати, мы именно так выбирали режиссёра клипа, чувак пришёл на встречу, где мы обсуждали клип стоимостью 3 копейки, в шмотках тысяч на 7 долларов и мы поняли: именно он сделает максимально колхозно, как и получилось.
Я так понимаю, больше ты с этим режиссёром сотрудничать не настроен?
Та не, классный чувак, всем советую!
Твой образ парня с внешностью кей-попера, сочиняющего тик-ток панк, как-то не вяжется с действительностью. К тому же ты поёшь без модного автотюна и прочих эффектов, да ещё и внятно проговариваешь все слова — что нонсенс почти для всех стилей музыки поколения Z.
Поэтому не понятно, Нирваня — это больше насмешка над современниками или ты вот такой артист со своим виденьем?
Внешностью Чингачгука (прим. — так в мемах рунета в шутку называют одного из участников BTS) наделила природа, а тик-ток панк изначально не планировался как жанр. В самом Тик-токе трек не завирусился, к сожалению, наверное как раз из-за отсутствия автотюна и бурчания себе под нос.
А вообще мне вкатывает то, что мы делаем, хоть когда первый раз начал работать с ребятами, с которыми мы делаем это музло, был категорически против всего электронного.
Просто я начал этот проект после распада моей прошлой группы, где мы делали прям брит-поп по звуку , только на украинском.
То есть от первой гитары и первой любви до Нирвани ты всё-таки прошёл некий музыкальный путь. Как называлась твоя первая группа, как широко она была известна?
Называлась МОЛОДОСТЬ, как это попсово бы не звучало. Но это действительно была молодость — мы такие зелёные, с моим другом барабанщиком, пилили музло, которое отражало нас в тот момент.
Недавно переслушивал кстати, так и не выпущенный материал, который остался в стенах гаража бати моего друга, там очень много подростковых переживаний и искренности, жалко, что так и не выпустили короче, хоть и успели выступить на небольшом фесте.
Думаю, это был необходимый этап в моей жизни.
Каким будет звучание следующих треков Нирвани, о чём они будут, ждать ли альбом, клипы? Они тоже будут ироническими или Нирваня станет серьёзнее?
Будут разные песни, мы только начали, так что ещё ищем свой звук.
Будет очень лирическая песня, полностью с живыми инструментами, а сейчас готовим стёбную песню «СЕКС» и клип на неё, там чутка больше живого звука и винтажная драм-машинка Elka, думаю, слушателям понравится это сочетание.
В какое время ждать «Секс»? Поклонники уже могут приготовиться?
Думаю, все мои трое поклонников могут ждать релиз где-то к середине сентября.
Какими ты вообще видишь своих будущих поклонников? Опиши портрет человека, которому точно нужно ознакомиться с твоим творчеством?
Думаю, это может быть кто угодно — от девушки в конверсах и порванной джинсе, фанатки группы «Смех», до богатеньких детишек в модном клубе.
Вернёмся к «Колхознице»
Девочка из глубинки приехала в город. Потом надела шубу и нашла мужчину, едет с ним на курорт — будто это что-то плохое? Хотя насчёт шуб мы знаем, что в современном городе они не нужны.
Но чем она заслужила такое твоё отношение? Ты совсем не желаешь добра своей героине?
На самом деле у меня не было цели оскорбить кого-то. Эта песня больше про исковерканные масс-культурой ценности жителей больших городов, а колхозница в песне — лирический герой, а точнее инструмент выражения мысли.
И, конечно же, никакого зла здесь нет, по-моему, даже исход песни крайне неплохой. Я бы тоже полетел на море с богатыми спонсорами!
А сам не боишься случайно стать таким лирическим героем?
У меня есть впечатление, будто современные проекты, обращающиеся к ироничным формам, однажды становятся теми, над кем они смеются в своих песнях.
Например, Валентин Стрыкало, когда ещё был ютубером, снимал крутейшие пародии на попсу, а потом собрал группу и на большой сцене стал таким исполнителем, над которым сам мог бы смеяться в ранний период своего проекта.
Как раз сижу на студии где Юра писал свои последние два альбома.
Кстати, тот же Моргенштерн, прости господи, намеренно примерял на себя образ рэперов ещё со своего ютуб-творчества, потому что, как он сам признавался, завидовал, что молодые рэперы, абсолютно не стараясь, взлетают и зарабатывают кучу бабок.
Но я думаю, это больше зависит изначально от человека и его мироощущения. Я вырос в достатке и на самом деле очень люблю музыку и могу ей заниматься, не беспокоясь о том, будет ли что-то в моём холодильнике завтра.
Не скажу, что творчество мой исключительный мотив, но качество текстов и музыки играет для меня очень важную роль.
То есть если ты поймёшь, что твой проект превращается в нечто махрово-попсовое, чему пора на покой — ты спокойно переключишься на следующий?
Я думаю, если мой проект станет «махровым», — кстати классное слово! — я сделаю паузу, освежу голову, а потом вернусь с чем-то принципиально новым и ярким. Как минимум — я постараюсь.
Как думаешь, должен ли такой проект, как у тебя, расти вместе с тобой?
Безусловно, моя музыка растёт, становится более взрослой и осмысленной вместе со мной. Но я очень хочу сохранить этого беснующегося и бунтующего подростка в себе, потому что он искренний и вообще классный чувак!
Можешь ли ты представить, что выходишь через 20 лет на сцену и поешь ту же «Колхозницу» и подобные песни?
«Колхозница» изначально крайне провокационный трек. Он отражает нынешние проблемы общества и затрагивает большую аудиторию. Если он останется актуальным спустя столько времени, почему бы и нет.
В общем, через 20 лет ты готов взять гитару и пройтись по новомодным трендам, используя весь свой наработанный опыт?
Думаю, дед во мне будет протестовать, боясь, что молодое поколение через 20 лет предложит ему выпить таблетки и лечь поспать, но я соберусь, возьму свой спиннер и тряхну стариной на гироскутере.
Были ли уже нападки хейтеров, ещё каких-то объединений за «неуважение к колхозницам»?
Конечно, но одна женщина на «Ютубе» оставила очень правильный комментарий, цитирую:
«Молодец ) Меня улыбнуло твоё творчество))) Демократия так сказать у нас нынче в моде )))
Хоть я и не маленькая, мне всё понравилось, и клип и песня потешная, но это потому что я не колхозница…. а вот если бы я вышла из автобуса, вонявшего куриным говном, то уж точно поставила бы тебе дизлайк ))))) Так что считай дизлайки и держись :-)))))»
Твоя девушка как отреагировала на то, что у твоего проекта первый клип именно этот?
Ей нравится, она, кстати, и играет главную роль. Она в искреннем восторге и даже сама отправляла видосы на пробы.
Ты ей как-то открыл глаза на описанную тобой проблему? Или она сразу была с тобой солидарна в отношении «колхозниц»?
У нас с ней часто гармония во взглядах на окружающий весёлый мир.
Расскажи ещё о своих музыкальных предпочтениях. Как мне кажется, ты не особо жалуешь тех исполнителей, с кем тебе придётся делить условную сцену.
Я очень мало слушаю русской музыки, я большой фанат британского музла периода 1995-2005 года. Pulp, Oasis, Kasabian, Blur, а вообще моя любовь к бриташкам растянет это интервью ещё на два таких же — заслушал там все что можно.
Но могу отметить, что мне заходят некоторые песни «Папиного олимпоса» особенно последний альбом, если вслушаться, становится понятно, что Давид очень круто пишет. И конечно же, «Валентин Стрыкало», ну что тут ещё сказать —— Юра, вернись!
При этом пока что «Нирваня» будет двигаться в музыкальном ключе, заданном «Колхозницей»?
Мы ещё экспериментируем, но да, примерно в этом ключе.
Нет ли ощущения, что Нирваня — это просто попытка оттянуться и повеселиться, а в скором будущем ты вернёшься к своим «британским корням»?
Я не исключаю этой возможности, но пока «Нирваня» это то, к чему лежит сердце.
Провокация в названии «Нирваня», первый провокационный трек, что ещё такого провокационного мы можем узнать о тебе в ближайшее время?
Может быть — я гей или вообще девушка, возможно, люблю мрачный БДСМ, но всему свое время (смеётся).
Вообще насколько важно для тебя важно быть провокатором, участвовать именно в провокационном проекте?
Важно, потому что это действительно мой способ разрядиться и повеселиться.
Интервьюер – Роман Кадулин
Редактор – Софья Александрова