Теплым августовским вечером в самом центре Москвы, в одной из уютных кофеен мы встретились с талантливым человеком и знаменитым фотографом Игорем Верещагиным.

Летом этого года состоялась масштабная премьера книги «Given & Stolen» («Подаренное и украденное»), в которой собраны лучшие работы фотографа. Буквально через пару недель после старта продаж в ведущих книжных магазинах Москвы издание получило статус бестселлера. Нам удалось лично побеседовать с автором и узнать, как создавалась книга и в чем же все-таки кроется успех фотографа.

CW: Давайте начнём с истоков.. Когда Вы впервые взяли в руки камеру и начали фотографировать?

— «Взял в руки» и «начал снимать» у меня немного разделяются. Я точно знаю, когда впервые нажал на кнопку фотоаппарата, и у меня есть к тому все свидетельства. Отец дал мне фотоаппарат и сказал: сфотографируй нас с мамой. Я снял. Потом он сфотографировал меня. Есть у меня до сих пор этот негатив, он лежит в конверте, на котором написано «Маша и я, снимал Игорь». Это было 12 июня 1957 года, мне тогда было 5 лет. Сознательно я уже начал снимать в школе. У меня есть селфи, сделанное в зеркало примерно в классе 3-4 маленьким таким фотоаппаратом «Киев-Вега». Он чем-то смахивает на шпионский и сделан по типу Minox. Я там такой тощий, мне лет 11. А дальше я в школе снимал, конечно, всех своих друзей, приятелей, их родителей. Потом институт. Так дело и пошло.

CW: Когда Вы поняли, что это Ваше призвание?

— Я поехал поступать в радиотехнический институт в Томск, я ведь родом из Братска. А побудило меня к тому мое страшное увлечение радиотехникой. Я слушал музыку, которую вещали из-за рубежа — отсюда и возникло мое радиолюбительство. Меня зачислили в институт. Потом по завершении я поработал лет 6 по специальности и все-таки понял, что это не мое. А тогда как раз, по трагической случайности, освободилось место начальника фотослужбы завода, и я перешёл туда. Стал снимать. Потом в 1993-м году уехал в Москву, где стал фотографировать преимущественно музыкантов.

CW: В вашем случае фото тесно связано с музыкой. Какую роль она играет в Вашей жизни? Это хобби или источник вдохновения?

— Я думаю, что и истоки моего интереса к фотографии развивались не без помощи музыки, потому что в то время мы слушали ее исключительно по радио и позднее, когда уже появились магнитофоны, переписывали друг у друга с ленты на ленту. А вот визуального ряда тех артистов у нас не было. И мне очень хотелось увидеть это и восполнить. Отсюда такая тяга к изображению. А музыка для меня все время имела большое значение, начиная с 1 класса и по настоящее время. Более того, все что мне нравилось тогда, нравится мне до сих пор.

CW: Ваши музыкальные кумиры?

— Это The Beatles, The Rolling Stones, Monkees, Bee Gees, чуть позже The Doors, Jethro Tull и Led Zeppelin, Jimi Hendrix, конечно.

CW: Могли бы Вы рассказать подробнее, как началась Ваша история с группой «The Rolling Stones»?

— С Роллинг Стоунз у меня история «bitter-sweet», как говорится. В первый раз живыми я увидел их на концерте в Берлине, это был тур, который в Европе получил название «Urban Jungle», а в Штатах он назывался «Steel Wheels». В нем Бил Уайман последний раз принимал участие с группой. Мы с братом приехали туда автостопом через Польшу. Тогда только появилась возможность куда-то выезжать. Я поснимал процесс установки сцены, часть репетиции. Познакомился с людьми, которые работали на треках и возили оборудование. Таким образом, снял несколько плёнок, чем был очень доволен, ну а когда начался концерт, мне сказали, что аппаратуру нужно срочно убрать. Я быстро выскочил и договорился с каким-то очень важного вида дяденькой. Тот взял у меня сумку с фотоаппаратом и пленками…и до сих пор не вернул.

Потом, уже будучи здесь, когда только появились первые сведения о том, что Rolling Stones наконец-то приедут в Москву, я сразу стал атаковать своих друзей, Сашу Пономарева и Мишу Капника, которые собственно взяли на себя ношу привезти группу в Москву. Это была, конечно, тяжелейшая задача. Но в итоге я попал в число их официальных фотографов. Хотя и тут не обошлось без горькой нотки.. Все было очень сжато по времени, и съемки проходили примерно так: сначала прибытие Stones, потом небольшая фото-сессия на Васильевском спуске, пресс-конференция, концерт. Перед выступлением я много снимал Backstage, где Rolling Stones снимались со всяким нашим бомондом. Часть всех этих плёнок у меня сразу забирала ещё непроявленными Шерил Серетти, пресс-агент Роллинг Стоунз, с обещанием через месяц мне их прислать по почте. До сих пор я ничего от них не получил. Конечно, первые моменты, когда они появились, было снимать крайне тяжело, эмоции буквально переполняли. Представляете, с 1964-го я их узнал и впервые так близко увидел только в 1998-м. Для меня это было очень волнительно.

CW: Кого из отечественных и зарубежных выдающихся личностей Вы ещё хотели бы запечатлеть?

— Это скорее всего будут люди из классической музыки. Объясню, почему. Раньше я не решался снимать симфонические концерты, так как клацание затвором для меня было просто неприемлемо. Сейчас появились фотоаппараты, которые позволяют абсолютно бесшумно производить съёмку. У нас много прекрасных дирижёров и музыкантов в области классической музыки, их я и хочу сейчас поснимать.

CW: Совсем недавно вышла в свет Ваша книга «Given & Stolen». Как возникла идея воплотить этот проект в жизнь?

— Она возникла, в общем-то, не у меня. Тоже дело случая. Сергей Смолин, мой хороший товарищ, взял 10-15 фотографий и показал их Ольге Свибловой. Ей они очень понравились и она сказала: «а почему бы нам не сделать выставку». Мы начали готовиться, но подразумевалось, что к выставке ещё должна быть и книга или альбом. Экспозицию мы подготовили достаточно быстро, прошла она очень удачно. А вот с книгой были в некотором роде заморочки. Я не хотел выпускать ее никаким иным образом, кроме как с высоким качеством печати. И с этим тоже связана отдельная история. Когда я был ещё школьником, в конце 60-х у нас стали появляться чешские журналы «Ревю Фотография» (Revue Fotografie), выпускалось их 4 номера в год.

В них я прочитал про галерею «Апертура» в Нью-Йорке (Aperture Foundation Gallery NY), и в прошлом году, когда я туда поехал, я нашёл это место. Помимо выставочных залов в галерее есть еще увесистый книжный магазин. В нем я купил несколько книг своих любимых фотографов, посмотрел, где напечатаны эти издания. Нашёл все это в сети. Оказалось, что типография находится в Вероне, Италия. Мы завели с ними переписку, я отправил файлы на публикацию. Потом мне нужно было приехать в саму типографию, чтобы подписать каждый лист из книги до печати тиража. Это заняло примерно дня 3. На каждом большом листе было около 12 картинок, он потом разрезался на части, на каждой из которых нужно было поставить подпись.

А потом печать — 1000 экземпляров. И так по алгоритму. Все это было очень волнительно, потому как параллельно в этом месте печатались такие мои кумиры, как Вивиан Майер, Энни Лейбовиц, Эллиотт Эрвит. Эта типография уже 60 лет славится выпуском качественной фотографии, в частности черно-белой. Как и моя книга. В итоге получилось очень достойно, именно так, как я себе это представлял.

CW: На Ваш взгляд, сложнее ли передать яркость, живость, динамику в чёрно-белом цвете? Или иногда можно что-то скрыть из области внимания?

— Дело вот в чем. Черно-белый передаёт гораздо меньше информационного «шума». По моей теории, если цвет не является жёсткой необходимостью, тогда лучше быть без него. Конечно, есть сюжеты, которые в таком представлении никак не будут смотреться. Скажем, идёт человек в оранжевой шляпе, зелёном пальто на фоне синей стены. И если его снять в Ч/Б, этот контраст будет утерян. Но такие сюжеты не так часто встречаются. А черно-белый скрашивает лишнюю информацию, и кроме того, нивелирует ощущение сиюминутности. Ты уже не сможешь с маху определить, сделана ли фотография вчера или 10 лет назад. Особенно если нет явных примет времени. Поэтому я в основном и снимаю в данном стиле.

CW: Планируете ли Вы какие-то подобные проекты на ближайшее будущее?

— У меня есть несколько идей касательно этого. Одну из них я уже начал воплощать в жизнь. «Известные личности и их музыкальные кумиры». У меня есть список людей, которых я хочу пофотографировать таким образом, чтобы в руках они держали свою любимую пластинку или альбом. Это открывает какую-то личную сторону каждого из них. Думаю, должно получиться что-то интересное.

CW: Трудно ли поймать случайный кадр?

— Я только так и снимаю. Если на фотографии не было хоть какой-то случайности, мне это неинтересно. Я считаю, что без этого кадр получается неполноценным. Даже в студийной фотографии должно быть что-то спонтанное, незапланированное, что случилось по непонятным обстоятельствам. И один из последних таких удивительных случаев произошёл со мной, когда мы были с внуком в июне в Нью-Йорке. Мы гуляли по Рокфеллер-центру, и я увидел двух мужчин, которые более менее симметрично сидели на скамейке и что-то читали. Я так засмотрелся на них, что даже не замечал, что происходит вокруг. И сделал кадр. Но потом, когда я посмотрел, у меня волосы встали дыбом. В тот самый момент рядом с обеих сторон от сидящих проходили двое мужчин, образуя абсолютную симметрию. Даже позы одинаковые. Ощущение, как будто все это разыграли. Такая вот редкая случайность.

CW: На Ваш взгляд, что стало с фотоискусством сейчас, в век современных технологий? Подавляющее большинство людей фотографируют на телефоны с главной целью — поделиться ими в соцсетях. Повлияло ли это на ценность фотографии?

— Я бы не сказал, что это как-то сильно отразилось. Это ведь несколько разные вещи — фотографии в галереях и те, что сделаны с телефона. Хотя последнее расширило возможности, потому что человек с телефоном иногда попадает в такие ситуации, где нет никого с фотоаппаратом. Не зря знаменитая фраза гласит: «лучший фотоаппарат тот, который у вас с собой». Если поймать нужный момент, потом из него можно сделать снимок для галереи. Хотя такое бывает крайне редко, но, тем не менее. Поэтому, все эти современные устройства, которые позволяют сделать нечто большее, я приветствую.

CW: Вы сами практикуете съёмку на камеру смартфона?

— Да, периодически. Несмотря на то, что фотоаппарат у меня всегда с собой, бывают моменты, когда телефоном заснять удобнее. Тем более, сейчас камеры в телефонах стали очень хорошие.

CW: Ваш личный арсенал фототехники?

— У меня есть небольшая коллекция старых фотоаппаратов. А основной — Leica Monochrom, который у меня с собой абсолютно всегда. 35-миллиметровый объектив. Причём я снимаю в основном с уровня пояса, не поднося к глазам. Уже механически знаю, какая нужна настройка резкости, фокуса и тд. Сейчас у меня в основном все аппараты маленького формата.

CW: Если бы к Вам обратился молодой фотограф за советом, какие напутствия Вы ему дали? В чем главный секрет удачного кадра?

— Этот залог применим не только к фотографии, но и другим областям. Да, наработка опыта идёт сама по себе, но главное, без чего фотограф не может быть фотографом, это интерес к фотографии. Можно ходить на курсы, семинары, куда угодно, но если нет интереса, толку от этого не будет. Важно, чтобы это был интерес, который не пропадает. Я сам много чем в жизни интересовался, но через некоторое время все равно это уходило на задний план. Коллекционирование и прочие занятия. А увлеченность фотографией у меня не проходит никогда — то единственное, что требуется. Я не знаю, можно ли её воспитать в себе или развить. Она либо есть, либо нет. Все остальное прилагается.

Тем более, по техническим вопросам сейчас все можно найти в интернете. В обучении в этом смысле проблем нет. Хотя я почему-то не слишком доверяю всем этим курсам, мастер-классам.. Возможно, это и интересно. Но, скорее, со стороны общения, а не разделения навыков. Видение формируется индивидуально и несколько иными критериями. Например, интересом к живописи, к музыке, интересом в целом к искусству, как таковому. Это что-то жизненное, заложенное изнутри. Без этого не получится никак. И, конечно, удовольствие от того, что ты делаешь.

Я всегда сомневался, можно ли по-настоящему любить такой формат, как свадебная съёмка, хотя есть большие специалисты в этой области. Причём, это очень денежное занятие, и в Штатах заранее выделяют немыслимые бюджеты на подобные фотосессии. В данном случае фотографирование выступает чем-то вроде бизнеса. Не думаю, что свадебный фотограф каждый раз получает удовольствие, снимая сотую невесту с женихом. Это уже наработанное. Я же стараюсь прислушиваться к тому, как сам знаю и чувствую это. И ни на секунду не перестаю любить фотографию.

 

Интервью брала Патрисия Колари — журналист/обозреватель/фотокорреспондент журнала COLORWEEK.RU На вопросы отвечал Игорь Евгеньевич Верещагин — российский музыкальный и стрит-фотограф.