«ДОМ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ПРОГУЛКА С ТРУБАДУРОМ»
ГМИИ имени А.С. Пушкина (Усадьба князей Голицыных)
28 октября – 31 марта
Пушкинский музей предлагает вспомнить, какое влияние оказали на мировую культуру трубадуры. Нет, на этот раз речь идет даже не о культе прекрасной дамы, а о музыке, о звуках, понятных и придворным, и крестьянам. Этот полифонический проект продолжает исследование усадьбы князей Голицыных – в возможности выстоять очередь на выставку Рафаэля Пушкинский не отказывает, но намекает на альтернативы. 18 художников и комнаты усадьбы, наполненные самыми разными мелодиями и звуками, превращают диалог со зрителем в разговор не только о музыке в целом, но и о его собственном голосе в этом мире.
RON ARAD
Галерея Гари Татинцяна
18 ноября – 1 февраля
Эксперименты с формой и содержанием ждут в Галерее Гари Татинцяна, где открывается персональная выставка Рона Арада, умело сочетающего искусство и дизайн. Арад-художник, например, спрессовывает автомобили Fiat, называя их Pressed Flower, Арад-дизайнер создает предметы интерьера из стали и бронзы, которые в залах галереи смотрятся даже уместнее, чем в чьей-то гостиной.
ВЫСТАВКА ЭРИКА БУЛАТОВА
«Мастерская Петра Фоменко»
С 25 октября
В «Мастерской Петра Фоменко» решили, что спектакли не должны быть единственной причиной, по которой люди приходят в театр, и придумали еще и «не спектакли». Идея нового сезона оборачивается, например, лекциями литературоведов, киноведов, режиссеров или мультипликаторов, творческими встречами и выставками. Одной из первых стала экспозиция работ Эрика Булатова, доказывающая, что планку театр себе задал самую высокую. Предлагая смотреть на жизнь через искусство, Булатов активно использует символику, свойственную советскому времени (если речь идет о нем) или нашему (если художник задумывается не о вчерашнем, а о сегодняшнем). Идеология, которая проникла в будни человека, для Булатова – проблема, с которой он разбирается понятным ему способом. И пока критики причисляют его к основателям соц-арта, сам художник возражает, называет себя реалистом, и напоминает, что лишь в одно направление его творчество уместить сложно.
«СТУДИЯ «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (1958–1991). ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ»
Московский музей современного искусства
19 октября – 15 января
Основанная Элием Белютиным студия «Новая реальность» и ее члены быстро превратились в оппозиционеров от искусства, видя себя альтернативой Академии художеств. О деятельности студии, ее проектах и свершениях широкому, что называется, зрителю известно не так уж много, что и спешит исправить Московский музей современного искусства. Сам Белютин был фигурой весьма одиозной, теоретиком и практиком, находившимся в поисках новых средств и способов выражения. Например, студия практиковала совместные пароходные поездки – они совершались трижды – или выставки в лесу. Вычеркнутые из истории официального советского искусства, члены объединения продолжали организовывать экспозиции – они иногда разгонялись милицией – и трансформировать свое сознание.
THE MODERN DAY MADONNA
Галерея Moscow Eastside Gallery
10 ноября – 3 декабря
Фотограф Джабах Кахадо, давно и очень для своей карьеры успешно поменявший Нью-Йорк на Москву, обратился к технике платиновой печати – все ради серии под названием «Современная Мадонна». В ней – соединение мира старого и нового, традиций и современности. Оттенки цветов и смыслов в работах контрастируют с неоновыми нимбами над головами «мадонн», напоминающими, что новые взгляды на хорошо известную тему найдутся всегда.